Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Lomonosov

Все побежали вспоминать и я побежал...

Оригинал взят у hlebsei в Все побежали вспоминать и я побежал...
Любимым у всех и во все времена учителем в нашей школе № 139, что находилась тогда на улице Комсомола и соседствовала с больницей и тюрьмой (Крестами), был учитель химии Юрий Семёнович Малов.
Он преподавал по принципу естественного отбора, то есть все кто хотел знать химию - знали её прекрасно, остальные получали свою тройку.
Юрий Семёнович вёл разные школьно-научные сообщества, резал лягушек и любил на досуге посмотреть на нашу игру в баскетбол.

Однако, среди вошедших в общую ленинградскую историю тех, середины-конца 60-ых, лет преподавателей были, несомненно, трое:

- Феликс Фёдорович Перченок, наш учитель географии и астрономии.
Поэтическая натура, умница. В последствии мы узнали, что он принимал участие в издании каких-то альманахов...диссиденствовал и сотрудничал с радио Свобода.

- Михаил Исаевич Мильчик, учитель истории, который появлялся у нас в классе лишь подменяя нашего историка. Запомнил его чёрно-бородатым и в очках.
Он и по сегодня сохраняет многочисленное членство в различных творческих союзах, архитектурных и искусствоведческих, большой и уважаемый человек. Как друг Бродского Михаил Исаевич много сделал для организации музея поэта.

- Юрий Павлович Белов, зам директора по воспитательной работе, историк. Бородач, культурист, способный рисовальщик и абсолютный фанат коммунизма. Дорос в итоге до поста секретаря Ленинградского обкома КПСС. Юрий Павлович лично исключал меня из пионеров!

А вообще наша физ.мат.школа носила имя педагога-новатора Макаренко, и в актовом зале на стене над сценой жирным шрифтом значилась цитата из Ульянова-Ленина - "Победы революции может закрепить только школа!"

Не закрепили, стало быть...

Lomonosov

Как в старом анекдоте (с)

Оригинал взят у kalakazo в На крестный ход по спискам и разнарядке...
"Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 29 августа встретился в епархиальном управлении с ректорами вузов Санкт-Петербурга.



В Портретном зале епархиального управления владыка поздравил ректоров с началом нового учебного года. "В учебные заведения, возглавляемые вами, в этом году пришло много студентов. У них была мечта поступить и, с Божией помощью, она сбылась. Наша задача -воспитать их для пользы Отечества, дать им необходимые знания, а Церковь всегда рядом с вами. Совместно мы будем работать над тем, чтобы студенты не только послужили Отечеству..."...

Владыка и гости прошли в Золотой зал, где речь зашла о подготовке важного для Санкт-Петербурга духовного и патриотического события - общегородского крестного хода 12 сентября, в день перенесения мощей святого Александра Невского.

Вячеслав Макаров сообщил, что собирается вместе с депутатами принять участие в молитвенном шествии. "...Мы верим, что в крестном ходе примет участие большинство горожан, в том числе и самая активная часть - молодежь и студенчество".

Владимир Васильев поблагодарил за высокую церковную награду и напомнил, что студенческая молодежь принимает активное участие в движении "Ты нужен людям", во многих других общественно значимых инициативах. В прошлом году учащиеся Университета ИТМО приняли активное участие в крестном ходе по Невскому проспекту вместе с ректором. Необходимо продолжать эту возобновленную петербургскую традицию.

Андрей Рудской сообщил, что в начале учебного года пригласит студентов Политехнического университета принять участие в крестном ходе 12 сентября. Он напомнил недавние слова Святейшего Патриарха Кирилла: важно каждому на ответственном посту чувствовать себя "кистью в руках Творца". И перед работниками образования, и перед церковными служителями стоит задача воспитания нравственного поколения, созидающего будущее России.

Валерий Михеев рассказал, что студенты Гидрометеорологического университета работали волонтерами на торжествах, посвященных 25-летию прославления святого Иоанна Кронштадтского. Многие из них помогают восстанавливать храмы. Студенты всегда с радостью откликаются на участие в добрых и объединяющих делах.

Геннадий Бордовский напомнил, что в Педагогическом университете был открыт первый студенческий храм Санкт-Петербурга. Перефразируя высказывание булгаковского профессора Преображенского, он добавил, что кризис начинается не только в головах, но и в душах людей: "Сейчас мерой всех вещей стали успех и достаток, но они не могут быть целью человеческой жизни. Только православие и система образования призваны вернуть в общество нормальную систему ценностей.".

В завершение встречи владыка пожелал гостям помощи Божией в их трудах и выразил надежду увидеть ректоров и многих их воспитанников на общегородском крестном ходе 12 сентября."
отсюда

P.S. В переводе с византийско-олбанского,
принудительный сгон студентов на крестный ход 12 августа,
при помощи административного ресурса,
становится в Санкт-Петербурге
общеградской традицией.

Из истории крестного хода 12 сентября 2015:

"Елизавета: "Прошу прощения, если без спроса влезла в вашу дискуссию, но хотела подтвердить слова этого поста.
На Крестный Ход народ именно сгоняли. Студенты, может и не пойдут. А я вот точно знаю, что были собраны 8 колледжей Санкт-Петербурга. И да, отмечали тех, кого не было. Стоит подчеркнуть,что в нашем учебном заведении учатся ( процентов на 40) масульмане. Так что, если кто-то видел девушек в хиджабах на христианском мероприятии... ну, не удивляйтесь.."Collapse )
Lomonosov

Гуманитарное образование. 2

Оригинал взят у shkrobius в Гуманитарное образование. 2
После краткого знакомства с Тимофеичем, отец был в панике.

Он уверился, что с таким учителем я непременно завалю вступительный экзамен. Отец велел написать мне сочинение, которое проверил сам. Раскрыв на десяти страницах пять пунктов какого-то образа, я посчитал дело сделанным. По результату на семейном совете было принято решение, что я буду ходить к репетитору и вдобавок каждый день писать диктант из Розенталя.

Моим репетитором стал филолог Олег Петрович Смола, сотрудник ИМЛИ.

Большинство наших знакомых были технарями. До Смолы у меня был один знакомый филолог: Леонид Матвеевич Аринштейн. Я с ним познакомился в Ниде, в Прибалтике. Аринштейн ездил туда каждый год летом много лет подряд. Собственно, он был ее первооткрывателем: Аринштейн воевал на Кенигсбергском направлении. Он написал об этом презанятную книжку, "Петух в аквариуме".
https://bookmate.com/books/ZV5r81eh
Тут ее обсуждают
http://www.svoboda.org/content/transcript/1892285.html

У Аринштейна есть еще отличаная книжка про Пушкина
https://fantlab.ru/work399341

Тогда Аринштейн был известен в узких гуманитарных кругах, хотя был уже немолод. Описанное в книжках я помню рассказанным. Аринштейн был человек удивительного ума и знания жизни. Филологи его очень уважали, Аринштейн был силен. Мое детское воображение поразил он тем, что внешне походил на йога: был он худ, поджар, лыс как колено, загорелый дочерна; на пляже он из принципа разгуливал нагишом, находясь несколько поодаль. Чтобы с ним поговорить, надо было пересечь пространство, это интриговало. Фигура он был эпическая, все в Ниде его знали. Раз, увидев меня с английской книжкой в руках, он мне прочел несколько блистательных лекций по Шекспиру (он занимался русской и английской классической литературой). На пляже, в голом виде разбирал он по памяти строчки шекспировских сонетов. Мне это не казалось странным. В моем понятии гуманитарий был человек как Аринштейн. От Аринштейна можно было ожидать всего, чего угодно.

Репетитора по литературе папе рекомендовали знакомые. Смола был одним из сравнительно немногих, кто гарантировал сдачу экзамена. Это более всего привлекло отца: его сердце было неспокойно. Направив меня к Смоле, более в процесс моего гуманитарного образования отец не вмешивался.

Олег Петрович был биограф и исследователь творчества Маяковского, о котором он написал десятки статей и выпустил много книг. Обритый налысо поэт красовался фотографией на стене его кабинета. Рядом висел женский портрет. Смола сразу поинтересовался: знаем ли мы (нас было трое учеников), кто это такая? Мы не знали. Это была Лиля Брик. Смола сказал, что это лишь верхняя часть фотопортрета Л. Ю. сделанного самим Маяковским в стиле ню, и тут же выразил готовность показать нам остальное. Мы не возражали. Вероятно, это был тест, который мы прошли. Весь урок Смола рассказывал нам сложную жизнь семейства Бриков. Временами мы теряли нить повествования, и тогда Смола набрасывал на бумаге ветвистые диаграммы. Только поверхностное знакомство с теорией графов помогло мне постичь размах интересов Л. Ю. Когда мы терялись в свойствах и раскладах многоугольников, Смола терпеливо объяснял нам как Василий Иванович Петьке - на картошках. Изучение жизни и творчества Маяковского оказалось заковыристым делом.

Все это выглядело знакомо. В черных как смоль глазах Смолы мерцала та же страсть, что у Тимофеича. Из огня я попал в полымя.

Уроки Смолы состояли из двух неравных частей. Первaя - мы писали сочинения и разбирали ошибки. Выше тройки я не поднимался. Это была неосновная часть. Основная часть заключалась в чтении стихов Маяковского и рассказах Смолы о нем же и других ЛЕФовцах. О Маяковском Смола знал решительно все. У него был неисчерпаемый запас историй и анекдотов. Все это он потом публиковал, можно почитать
http://magazines.russ.ru/znamia/2014/1/10s.html

Смола тогда составлял альманах любовной лирики Маяковского. Сначала мы читали стихи, потом Смола вскрывал художественные детали, которые постепенно переходили в детали физиологические. Оба портрета благосклонно взирали на наши занятия со стены. Смола отлично знал Лилю Брик, которую боготворил. И не только ее. Из научного интереса он познакомился со всеми женщинами, которых почтил вниманием лучший, талантливейший поэт нашей эпохи. Например, он разыскал некую товарищ Брюханенко, работницу Госиздания, про которую Маяковский написал в чьем-то альбоме

Глаз
в Госиздате
останавливать
не на ком,
кроме
как на товарище
Брюханенко.


Отыскание трижды сменившей фамилию товарищ Брюханенко было сложнейшей детективной эпопеей, которoй было посвященo целое занятие.

Итогом пристального изучения Есенина с Тимофеичем в школе и Маяковского со Смолой стал полный сумбур в моей голове. Я понял, что пропал пропадом. Но верно говорят, что отчаяние - смертный грех.

За месяц до окончания занятий Смола попросил напомнить ему, куда мы будем подавать документы. Истории про Маяковского внезапно закончились. Вместо этого Смола дал нам написать три сочинения на заданные темы, каждому - свои. Мы их написали очень плохо. Он их раскритиковал, все почеркал, сказал написать еще раз. Так мы писали сочинения раз пять. Наконец, Смола был удовлетворен результатом. Он наказал нам поменяться сочинениями и прочитать их. Потом мы писали сочинания по прочитанному еще раза три. К концу третьей недели мы помнили сочинения наизусть. Смола сказал, что наше обучение закончилось. Главное, чтобы мы ничего не боялись и не мандражировали, тогда все будет хорошо. Еще он подарил нам всем по томику любовной лирики Маяковского. Он сказал, что экзамены не стоят ломаного гроша, все это мы забудем, но одно хорошее дело он сделал - рассказал нам про Маяковского.

Две из этих тем потом были на выпускном экзамене, две - на вступительном. Наверно, отцу обошлось мое репетиторство в копеечку. Олег Петрович как в воду глядел: я не помню ничего, что мы писали в сочинениях. Остались в памяти только стихи и истории про Есенина и Маяковского. Оба они, Тимофеич и Смола, наверно, уже старики, если живы.

Я благодарен им обоим за мое гуманитарное образование.

Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

Lomonosov

математика и физика

Читаю вечерами для удовольствия ак. В.И. Арнольда:

К сожалению, бесхитростные тексты Пуанкаре трудны для математиков, воспитанных на теории множеств. Пуанкаре сказал бы: «прямая делит плоскость на две полуплоскости» там, где современные математики пишут просто: «множество классов эквивалентности дополнения [R2 \ [R1 к прямой IR1 на плоскости IR2, определяемых следующим отношением эквивалентности: две точки А, В GE IR2 \ [R1 считаются эквивалентными, если соединяющий их отрезок AB не пересекает прямую IR1, состоит из двух элементов» (цитирую по памяти из школьного учебника).
(с)

Такое тока физик может написать )?

ПыСы:
Это к вопросу о преподавании математики:
В школе кОт понимал и быстро схватывал по учебнику Колмогорова
(так что даже все подряд задачи из учебника на уроке успевал решить и на дом ничо не оставалось),
читал в огромных количествах мат-науч-поп типа Гарднера ,  журнала Квант, Р. КУРАНТ Г. РОББИНС Что такое математика? и пр.
- а в ВУЗе матан по Кудрявцеву совсем не вдохновлял на глубокое изучение.

ПыСыПыСы:
Тут возможно сказывается мое рабоче-крестьянское происхождение и воспитание
- любимая бабушка помнится меня спрашивала:
Вот ты в институте учишься, объясни зачем Бог слона сотворил ???

Корова молоко дает, кот мышей ловит, собака дом охраняет - а этот то зачем, да ещё и такой бОльшой ?
Lomonosov

К текущему (и не только) моменту )!

Оригинал взят у yoshke в Просто так.
Кафедра русского языка. Две доцентши, одна курит, вторая разгадывает кроссворд.
— Мария Ивановна, полный крах всех надежд, шесть букв, вторая «и»… Курящая долго думает, потом:
— Ну, не может быть! В газете?
— Да.
— «П*здец»?
— Подходит… Входит завкафедрой, профессорша.
— Софья Марковна, вот вы доктор наук! Полный крах всех надежд, шесть букв, вторая «и»?
— «П*здец»! Однозначно!
— Ну не может же быть в российской газете — «п*здец»!
— Сейчас все может быть!
Входит аспирантка Анечка, юное невинное создание.
— Вот молодежь все знает! Анечка, полный крах всех надежд, шесть букв, вторая «и»! У нас только один вариант: «п*здец»!
Анечка краснеет до корней волос и шепчет:
[Spoiler (click to open)]— Фиаско.

Lomonosov

Научные лекции у московитов.

Обнаружил в ЖЖ платные лекции (по 9000 рублев) от московских учОных
http://postnauka.ru/academy/

Любопытно - будет ли приносить прибыль сие начинание
и сколько будет публики?

Сын-студиозус к примеру точно предпочтет бесплатные интернет-курсы
от бриттов
https://www.futurelearn.com/courses/categories/science-maths-and-technology

ПыСы:
"Нам дорого не надо, нам надо забесплатно!"
(как грит один известный архирей).
Lomonosov

несветское образование - без Ливанова и МинОбра )!

Оригинал взят у danuvius в О бывшем ученом секретаре МинДАиС, или Коттедж с мочой
+...Чего не скажешь о его нынешнем досточудном настоятеле и бывшем секретаре учёного совета МинДАиС протоиерее Александре Болонникове. Помню как он - преподаватель догматического богословия - умудрился за весь учебный год лишь 4 раза удостоить студенчество своим присутствием на лекциях (а они, согласно расписанию, должны были проводиться 2 раза в неделю :). Справедливости ради надо сказать, что когда упомянутый нами выше прот. А. Болонников все-таки добирался до студенческой аудитории, там не оказывалось слушателей. А где ж они были? На стройке коттеджа сего славного ученого мужа. А продолжалась стройка не один год, так что не одно поколение студентов, не став знатоками тонкостей соединения двух природ во Христе, получили обширные познания в строительном искусстве. Причем искусство это совершенствовалось изо дня в день (с 9.00, когда начинались лекции, и до 20.00, когда заканчивалась самостоятельная подготовка). Именно студентам-гастрабайтерам принадлежит открытие новых тонкостей строительства. Например, именно они, впервые в истории, в замешиваемый для кладки кирпича раствор стали добавлять собственную мочу (как сообщалось позднее, делалось это в благодарность за предоставленную возможность безвозмездно потрудиться во славу Божию). Так что стены этого дома воистину стали цитаделью для о. А. Болонникова, хотя об этом он не знал...+

+Все это правда. Было дело. Несколько моих однокурсников годами не были на занятиях. Они строили.+
+Гонял студентов на работы даже по прадзникам.+

Lomonosov

Методика преподавания/популяризация

Оригинал взят у flying_bear в Методика преподавания/популяризация
Я как-то вот вырос в убеждении (никто из учителей битым словом так не говорил, но это, кажется, подразумевалось), что артистизм в учебных лекциях и в докладах на семинарах и конференциях - дело опасное и подозрительное. Из этого потом уже сам сделал вывод о нежелательности слишком красивых презентаций, особенно с анимациями. Лучшие лекторы, когда учился, были (при исполнении) поразительными занудами.

Рама не должна быть большим произведением искусства, чем картина. Или это плохая картина. По-моему, так. К тому же, если тема лекции - критические экспоненты в размерности четыре минус эпсилон, естественно исходить из того, что слушатели хотят узнать о критических экспонентах в размерности четыре минус эпсилон, а не о богатстве внутреннего мира и многосторонних дарованиях профессора NN (лектора).

Lomonosov

Песня юнкеров николаевского кавалерийского училища

Lomonosov

Если б молодость знала, если б старость могла.

Оригинал взят у net_profit в Если б молодость знала, если б старость могла.
Сегодня на лекции в Ярославле дама спросила Андрея Кураева, чего он больше всего боится.
И он ответил, что страшно, когда не с кем встретить новый год.
Молодой человек вслед за этим "уличил"его в неискренности, мол не захотел честно ответить.
И зря. На меня этот ответ произвел сильное впечатление своей искренностью.
Если б молодость знала, чего действительно стоит бояться, если старость могла объяснить.
Впрочем, всему свое время.
Надеюсь страхам о. Андрея Кураева еще не скоро суждено сбыться.
Очень ему этого желаю!